Портал открыт для всех, кто создаёт свою жизнь , в том числе здоровье, молодость, сам

Аналитическая психология Карла Густава Юнга.

Юнг был одним из первых, наиболее талантливых и любимых учеников Зигмунда Фрейда. По предложению самого Фрейда, Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако Юнг всё больше начинает проявлять никогда не поощрявшуюся Фрейдом самостоятельность (в смысле толкования и проведения психоанализа) и «психоаналитическое вольнодумство».

Он поставил под сомнение некоторые из основных положений классического психоанализа, считая преувеличенной роль сексуального инстинкта; преувеличенной роль периода раннего детства для объяснения причин формирования характера, неврозов и различных психологических проблем взрослых людей. Юнг счёл возможным отступление от точного проведения отдельных технических приёмов, предписанных Фрейдом.

С другой стороны, он «посмел» самостоятельно расширить сферу психоанализа далеко за рамки классического фрейдизма, включив в него изучение и толкование мифологии, различных, в первую очередь восточных религий и культовых ритуалов и даже парапсихологии и алхимии.

Это было уже совсем не приемлемо для Фрейда .

Он всегда подчёркивал свой атеизм, а Юнг был всегда глубоко верующим человеком. Всё это послужило основанием для «отлучения отступника» от классического психоанализа. И именно это сделало Юнга лидером в новом психоаналитическом ответвлении. Оно получило название - аналитическая, глубинная психология.

Спор между двумя великими учеными и их школами не принизил авторитета ни одной из них. Каждое из этих направлений послужило толчком для дальнейшего развития теории и практики современной психологии и психотерапии.

Карл Юнг первым ввёл понятие «коллективное бессознательное», тогда как до него речь шла только об индивидуальном бессознательном. Он считал, что индивидуальное бессознательное не существует само по себе, а как бы «плавает» в океане коллективного бессознательного – «всё связано со всем», во Вселенной существует изначально установленный порядок и ему подчинено всё от малого до великого.

Просто эти связи не всегда очевидны, но это не значит, что их не существует. Человеческая психика, а значит и её бессознательная часть несмотря на всю её индивидуальную неповторимость, подвержена влиянию. При этом генетическое влияние – передача определённой наследственной информации – в наше время уже никем не оспаривается.

С момента провозглашения Альбертом Эйнштейном единства пространства и времени, можно предположить, что влияние коллективного бессознательного на индивидуальное, распространяется не только во времени (в преемственности поколений), но и в пространстве. Оно подвергается влиянию как всего современного бессознательного, так и влиянию ближайших и отдалённых социумов (групп и сообществ разного масштаба).

Юнг ввёл в теорию коллективного бессознательного понятие «архетипов». Этот термин употребляли ещё Платон, Аристотель и их последователи, но у Юнга оно обрело смысл, который придаётся ему в глубинной психологии и психотерапии.

Архетипы Юнга – это существующие у различных народов (во многом весьма схожие между собой) некие общие формы мысленных представлений об отце, матери, вожде, мифологических персонажах сказаний и преданий, олицетворяющих различные стихии и силы добра и зла. Разумеется, у каждого конкретного человека эти архетипы наполняются каким-то своим индивидуальным содержанием, но всё равно какие-то общие основополагающие черты остаются и объединяют вокруг себя данные человеческие сообщества, их моральные и нравственные ценности, являются объектами преклонения, надежды или страха. Название архетипам Юнг дал по типам, отражающим определённую психологическую сущность.

Шесть основных архетипов – ПЕРСОНА, ЭГО,ТЕНЬ, АНИМА и АНИМУС, САМОСТЬ. Причем эти типы живут одновременно в каждом из нас и так или иначе взаимодействуют между собой, поддерживая или мешая, противореча друг другу.

• ПЕРСОНА – наше видение, принятие самого себя, своего характера по отношению к внешнему миру. Как мы ведём себя с различными людьми, в разных местах, при разных обстоятельствах. Какой свой внешний облик мы стараемся преподнести другим. Важно помнить, что речь идет именно о нашем представлении о себе в обществе, своём внешнем облике, поведении, о том, какое впечатление мы производим на других. Это не значит, наши представления объективны.

• Термином ЭГО Юнг определяет центр нашего сознания, который, как мы считаем, контролирует и направляет наше поведение логично и целенаправленно в соответствии с нашими целями и объективными обстоятельствами. Но это опять мы так считаем, а наше мнение может и не совпадать с реальностью.

• ТЕНЬ – тоже центр, но уже нашего индивидуального бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются человеком как не совместимые с ним или противоречащие социальным стандартам и идеалам.

• АНИМА и АНИМУС – это преломившиеся через индивидуальное сознание бессознательные ориентиры на то, чему должна соответствовать (и внешностью и поведением, моралью и психологией) «настоящая» женщина (АНИМА) и «настоящий» мужчина АНИМУС. Это принятые в данном народе, нации, сообществе образцы, требования в значительной мере дают ещё один, производный от них, тип взаимоотношений между мужчинами и женщинами, отношение мужчины к женщине (и ожидание от неё определённого типа отношения к себе) и наоборот. Эти паттерны претерпевают определённую трансформацию в индивидуальном сознании, но сохраняют общность основных черт принятых для данного социума. И именно они определяют психические и поведенческие реакции на собственное или чужое отклонение от принятых критериев.

Особое, центральное место, занимает так называемая САМОСТЬ. Она организует и защищает целостность и упорядоченность личности. Здесь происходит взаимодействие сознания и бессознательного, которые находят компромиссы и по возможности устраняют или смягчают противоречия между инстинктивными проявлениями. Не только примеряют биологические и социальные нормы, но и нередко объединяют их усилия.

В настоящее время в психологию и психотерапию прочно вошли понятия – экстраверсия и интроверсия. Они характеризуют различную направленность личности, а точнее – внимания, мыслей, нервно-психической энергии человека: во вне – на внешние объекты и действия или во внутрь – на самопереживание, самоуглубление, рефлексию.

Естественно в природе не может существовать «чистых» экстравертов и интровертов. Может преобладать определённый тип психических состояний и поведенческих реакций. Как показывает статистика исследований примерно у одной трети людей эти признаки выражены неярко либо распределены примерно равномерно. Таких людей называют – амбаверты.

Есть ещё одна интересная классификация людей разработанная Юнгом: по типу доминирования одной из четырёх психологических функций – ощущения, интуиция, эмоции, мышления. Соответственно можно говорить об ощущающем, интуитивном, эмоциональном и мыслительном типе личности. В какой-то мере это является предтечей выводов авторов нейролигвистического програмирования (НЛП), о преобладании у людей той или иной модальности восприятия.

Юнг оказался генератором идей для целого ряда последующих психотерапевтических направлений. Так, по Юнгу, каждый индивидуум обладает стремлением к индивидуации, или саморазвитию. Именно индивидуация, а не индивидуализация. Индивидуацией Юнг называл процесс формирования индивидуума как единой, целостной личности. Это очень близко к тому, что составило в дальнейшем основу гуманистической терапии и особенно теории самоактуализации Абрахама Маслоу.

Многие понятия целостности личности перекликаются с отдельными положениями гештальтпсихологии и гештальт- терапии. Основным условием эффективной терапии по Юнгу является искреннее творческое сотрудничество психотерапевта и клиента. Причем это сотрудничество равных партнёров, решающих общую задачу. Только их совместное сотрудничество может принести действительную пользу.

Психоаналитическая терапия Юнга проходит две стадии: аналитическую и синтетическую, с подразделением каждой из этих стадий на две части. Первая часть аналитической стадии – признание. Клиент с тактичной помощью психотерапевта старается признать, что истинные причины его невроза или мучающей его психологической проблемы спрятались, оказались вытесненными с сферу бессознательного, так как оказались неприемлемыми (непристижными, постыдными, унизительными) для их осознания.

Разоблачить «самообман» – трудная задача, но признание решает первую часть задачи. Вторая часть аналитической стадии – толкование рассказанного клиентом материала. Здесь применяются многие приёмы классического психоанализа Фрейда.

Вторая стадия – синтетическая. Она состоит главным образом в обучении новым моделям восприятия себя и психотравмирующей ситуации и вытекающим отсюда моделям поведения.

Вторая часть синтетической стадии – трансформация. Эту работу Юнг характеризует как минииндивидуацию, или самообучение. Здесь психотерапевт всё больше перекладывает ответственность на клиента за его собственное развитие и самостоятельное преодоление психологических проблем.

Юнг первым использовал метод не свободных, а направленных ассоциаций. Этот метод в настоящее время достаточно популярен и имеет аналогии не только в психотерапии, но и , например в работе следователя с подозреваемым.

Метод заключается в следующем: установлено, что в большинстве случаев ассоциативный ответ, дающийся с задержкой и непроизвольной эмоциональной реакцией, показывает, что «брошенное» терапевтом слово в какой-то мере задело клиента и следует вести поиск в этом направлении. Некоторые авторы считают, что именно эта идея заложена в основу знаменитого детектора лжи, созданного знаменитым советским психологом Александром Романовичем Лурия.