Портал открыт для всех, кто создаёт свою жизнь , в том числе здоровье, молодость, сам

ТЕЛЕСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Методы

С незапамятных времён существуют те или иные формы воздействия на психику через тело. Вспомните пословицу « В здоровом теле - здоровый дух».

Однако в сфере современной психотерапии мы чаще встречаемся с однонаправленным воздействием через психику на соматику. Обратный путь воздействия используется не так широко и эффективно. В какой то мере мы сталкиваемся с этим в различных техниках психорегуляции, психофизических тренировок, аутотренинга.

Наиболее активно путь воздействия через соматику на регуляцию психических состояний прослеживается в прогрессивной мышечной релаксации по Э. Джекобсону (он же в переводе с немецкого Якобсон). Джекобсон выявил закономерность напряжения и расслабления отдельных мышечных групп и сегментов в строгом соответствии с определёнными психическими состояниями. Поэтому по механизму обратной связи он решил целенаправленно корректировать психические состояния клиента локальным напряжением и расслаблением конкретных мышц.

Существует ещё несколько более или менее удачных модификаций этого подхода с помощью добавления элементов лечебной физкультуры, различных видов массажа и т. д. Однако родоначальником этого направления психотерапии, которое получило название - телесная терапия, по праву считается Вильгельм Райх (1897-1957). Ключевыми понятиями телесной терапии Райха явились «оргонная энергия» и «мышечный панцирь», который мешает высвобождению этой энергии.

Райх, считавший себя учеником Фрейда, пришёл к заключению, что лечение от неврозов и решение многих психологических проблем клиентов, может происходить намного быстрее и без такого глубокого проникновения в психику, как это делается в классическом психоанализе.

Райх считал, что для этого достаточно снять с человека мышечный панцирь неадекватного напряжения и тем самым освободить связанную им энергию, которая пока находится под «панцирем» и не имеет прямого выхода, ведёт разрушительную работу в виде образования и усугубления неврозов и других психологических проблем.

Райх выделял следующие области образования мышечного панциря. Это (по нисходящей) – области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. В соответствии с концепцией телесной терапии, оргонная энергия флюктуирует (перемещается) по телу параллельно позвоночнику то вниз, то вверх, а кольца мышечного панциря образуются перпендикулярно этому движению и мешают своими зажимами. Устранение этих зажимов, способствует обретению человеком комфорта и удовлетворения, в том числе и сексуального.

Райх предлагает следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря:

- с помощью глубокого дыхания, которое способствует аккумулированию в теле оргонной энергии;
- расслабление хронических «зажимов» с помощью физического воздействия, различных элементов массажа;
- совместный с клиентом анализ, помогающий ему осознать основные идеи телесной терапии применительно к его конкретному случаю.

Вот некоторые классические примеры применения техники устранения мышечного панциря.

ОБЛАСТЬ ГЛАЗ.
Нужно неоднократно включать мышцы лба и век посредством раскрывания глаз, как можно шире, как будто вы хотите изобразить страх. Затем отрабатываются всё более естественные движения глаз.

ОБЛАСТЬ РТА.
Считается, что данная область мышечного панциря содержит в себе «закодированные» выражения эмоций, таких как гнев, крик, плач. Для расслабления применяются такие упражнения, как имитация плача, кусающих и даже рвотных движений, многократного произнесения звуков, заставляющих губы сильно напрягаться и расслабляться.

ОБЛАСТЬ ШЕИ.
Панцирь в области шеи формируют те же самые эмоции, что в предыдущем случае. Для снятия применяется имитация рвотных движений, спонтанные выкрики, стоны.

ОБЛАСТЬ ГРУДИ.
В эту область входят мышцы грудной клетки, плеч, лопаток, рук вплоть до кистей. Одним из внешних проявлений панциря в этой области являются различные виды сдерживания дыхания.
Работа по снятию панциря в этой области начинается с дыхательных упражнений с акцентом внимания на максимально полное расслабление мышц в момент полного выдоха. Затем подключаются активные движения рук и кистей с имитацией мелких ударов, как будто вы кого-то бьёте, душите, что-то рвёте на части. Главное не сдерживать эмоции.

ОБЛАСТЬ ДИАФРАГМЫ.
Характерный признак наличия панциря в этой области – прогнутость позвоночника вперёд, которую отчетливо видно, когда клиент лежит на спине, на кушетке и у него между спиной и кушеткой остаётся четко выраженный промежуток. Другой признак, вдох дается легче выдоха. Мышечный панцирь в этой области удерживает проявления сильного гнева. Для снятия этого панциря применяется освобождение от предыдущих четырёх панцирей, а затем кропотливая и нередко долгая работа над специальными дыхательными упражнениями и имитацией рвотного рефлекса. Клиенты с крепким мышечным панцирем в этой области не могут вызвать рвоту, даже если это необходимо при отравлении.

ОБЛАСТЬ ЖИВОТА.
Сюда главным образом входят мышцы живота и мышцы спины. Этот панцирь удерживает в себе проявление страха, причем не страха вообще, а страха нападения – как прямого физического, так и косвенного: посягательство на права, свободу личности, собственность и т. д. По мнению «телесных психотерапевтов», панцирь на боковых мышцах талии ассоциируется с подавлением злости, неприязни и … «боязнью щекотки». Эта работа не занимает много времени, если проработаны предыдущие области.

ОБЛАСТЬ ТАЗА.
Область мышц таза последняя из основных областей образования мышечного панциря. Обычно он захватывает и мышцы нижних конечностей. Показателем крепости панциря в этой области считается некоторое выпячивание таза назад, которое тем больше, чем крепче мышечные зажимы. В этих случаях, как правило, отмечается определённая болезненность и напряженность ягодичных мышц. Говоря словами Райха, такой таз «ригиден, «мертвый», бессексуальный». Будучи по своей сути психоаналитиком – фрейдистом, Райх исходил из того, что панцирь всегда возникает от возбуждения или тревожности, вызванных подавлением стремлений к получению сексуального удовольствия.

Физически процедура освобождения от такого панциря выглядит довольно примитивно, но по утверждению практиков телесной терапии и самих клиентов, часто приносит быстрый и необходимый эффект. Упражнение заключается в том, что клиент, лёжа на кушетке, неоднократно предельно напрягает мышцы таза, а затем резко расслабляет их, яростно лягая ногами и ударяя тазом о кушетку.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ.

Идеи и методы Райха, несмотря на всю их спорность, а во многом благодаря его трудному скандально-демонстративному характеру, породили целый ряд довольно интересных направлений. Это развитие продолжается и в настоящее время.

Среди наиболее известных современных, «послерайховских» направлений телесной психотерапии можно отметить:

- телесную биоэнергетическую терапию Александра Лоуэна;
- метод Фельденкрайса;
- метод Александера;
- рольфинг (или структурную интеграцию);
- первичную терапию Артура Янова;
- терапию, ориентированную на «чувственное осознование»;
- восточные методы телесной терапии.

В определённом смысле к методам телесной психотерапии могут быть отнесены и многие элементы хатха-йоги, тай-цзи-цуань, айкидо и других восточных практически ориентированных учений и школ.

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ АЛЕКСАНДРА ЛОУЭНА.

Основные элементы этого вида терапии:

- различные виды дыхания, в основном глубокого;
- специальные статические позы с общим и локальным напряжением различных мышечных групп тела для определения и осознания мест зажимов энергетических потоков, а так же для последующего ослабления и снятия мышечного панциря;
- специально подобранные словесные формулы, которые после условно-рефлекторного закрепления могут существенно усиливать эффект физического воздействия, при расслаблении конкретных мышечных групп.

МЕТОД ФЕНДЕЛЬКРАЙСА.

Сущность этого метода заключается в последовательном осознании неэффективных физических привычек, определении неадекватно напрягаемых мышечных групп и избыточных статических или динамических усилий при стоянии, бытовых или профессиональных движениях. Далее следуют упражнения по расслаблению мышечных групп и минимизации динамических усилий, до уровня необходимого для эффективной реализации нужных движений. Этот метод позволяет модифицировать или сформировать лучшие «телесные привычки» (позы и навыки), восстановить естественную свободу, координацию и красоту движений.

МЕТОД АЛЕКСАНДЕРА.

Этот метод тоже направлен на выявление недостаточно эффективных привычных поз и их совершенствование. В результате соответствующих упражнений у клиента появляется ощущение так называемой «кинестетической легкости», свободы. Путем упражнений и положительных закреплений каждого успеха, это распространяется и на все другие бытовые и профессиональные двигательные действия.

РОЛЬФИНГ.

Метод получил название от имени автора – Иды Рольф. Она характеризует его как структурную интеграцию. Основу этого метода составляет глубокий массаж, который осуществляется с помощью пальцев, суставов пальцев, локтей, с целью максимально глубокой проработки мышц и суставов, которые, по мнению терапевта, нуждаются в коррекции и раскрепощении мышечных зажимов. Через формирование «правильного» тела и осознание этой правильности клиентом у него формируется и «правильный» психологический образ себя самого. Это помогает освобождению от комплексов, осознанию и раскрытию собственного Я.

ПЕРВИЧНАЯ ТЕРАПИЯ АРТУРА ЯНОВА.

Метод состоит в «организации» переживания клиентом так называемой первичной боли, которая, по утверждению Янова заложена в каждом человеке. Главным образом психотравмами в раннем детстве. Эта боль настолько глубоко вынесена в подсознание, что не осознается «в чистом виде», а проявляет себя в виде различных неврозов, фрустраций и неадекватных поведенческих реакций.

Специалисты считают, что основными достижениями Янова являются разработанные и усовершенствованные им и его последователями методики, позволяющие концентрировать внимание и усилия клиента на восстановлении, а затем и имитационном воспроизведении ранних детских психотравмирующих воспоминаний. Чтобы дать выход заблокированной энергии скрытого эмоционального напряжения, клиенту помогают преодолеть смущение и с максимальной интенсивностью осуществлять спонтанную разрядку эмоций в виде криков, ругательств, импульсивных агрессивных (безопасных для самого клиента и окружающих) движений.

ТЕРАПИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ЧУВСТВЕННОЕ ОСОЗНАНИЕ.

Цель терапии – помочь клиенту осознать свои телесные ощущения и чувства. Считается, что это поможет восстановить не только в памяти, но и в ощущениях свое истинное Я, свои врожденные задатки и способности, которые оказались нереализованными, так как были подавлены формализованной системой воспитания и обучения. Нужно помочь клиенту отличать свои собственные чувства и ощущения от навязанных ему на жизненном пути шаблонов и штампов.

В упражнениях широко используются элементы медитации, которые позволяют освободить сознание от суеты и зацикленности. Это мешает осознанию своего истинного Я. При правильном, систематическом повторении упражнений, возникает и стабилизируется чувство внутреннего покоя, возникает ощущение единства и гармонии с окружающим миром, лучше осознаются свои истинные ощущения, чувства и желания.

ВОСТОЧНЫЕ МЕТОДЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ.

Разумеется, речь идет об отдельных элементах техники из восточной телесной терапии. Глубинное изучение восточных методов психотерапии требует специального рассмотрения в непрерывном единстве с философией востока. Некоторые восточные методы и техники имеют двойную связь с телесной психотерапией. С одной стороны они сами или многие их элементы могут рассматриваться как виды телесной терапии. С другой стороны различные западные направления телесной терапии используют различные элементы восточных учений и единоборств. Отметим несколько таких направлений.

ХАТХА-ЙОГА.
Одно из наиболее распространенных на Западе направлений (а точнее - частей) системы йогов. Внимание акцентируется на принятии и удержании специальных поз, асан. Это приводит к освобождению различных видов жизненной энергии. Основная цель – очищение и усиление тела как носителя различных витальных энергий.

ТАЙ – ЦЗИ – ЦЮАНЬ.
Если, хатха-йога направлена на освобождение энергии, то тай-цзи-цюань способствует повышению энергетического потенциала (ци). Если в хатха-йоге преобладают статические позы, то здесь используются традиционные медленные движения, напоминающие плавание в воздухе.

АЙКИДО.
Это древнее учение популярно не только на Востоке, но и на Западе. К сожалению, это поистине древнее искусство упрощается до набора простых физических упражнений и приемов, тогда как в истинном айкидо эти упражнения решают вспомогательную задачу духовного совершенствования, гармонизации отношений с самим собой, с другими и со всей Вселенной. Реже элементы айкидо используются как оздоровительная или лечебная физкультура.

Чтобы эффективно использовать возможности айкидо нужно осознать, что это, прежде всего духовное направление.
АЙ, – переводится как единство, гармония.
КИ – жизненная энергия.
ДО – путь достижения этого единства со всей Вселенной, раскрытия и повышения жизненной энергии.

Упражнения проводятся как индивидуально, так и с партнерами. Для этого стиля характерно не сопротивление, а использование инерции собственного движения соперника против него же самого. Но это не для победы над противником, а для гармонизации, слияния усилий партнеров, отчего возрастает энергетический потенциал каждого.

ГЕШТАЛЬТТЕРАПИЯ.
Слово гештальт может быть переведено с немецкого и как целостный образ, и как конструкция. В таком широком смысле оно и понимается. Гештальтпсихология, как и гештальттерапия, исходят из утверждения, что психология (и тем более психотерапия) должна заниматься не отдельными элементами личности, изолированными психическими процессами, факторами психологического воздействия, а рассматривать их в едином комплексе и взаимосвязи.

В гештальттерапии нашли своё отражение многие теоретические подходы и практические приёмы из психоанализа, телесной терапии, экзистенциальной терапии (о ней мы будем говорить позже). Это не просто механическое соединение различных идей и тактических приёмов, а достаточно стройная и обоснованная система, которая по праву считается самостоятельным направлением психотерапии.

Автором гештальттерапии по праву считается Фредерик (Фриц) Пёрлз (1893-1970). Вначале он увлёкся психоанализом, но, работая в госпитале с пациентами, перенёсшими черепно-мозговые травмы и шоковые состояния, ощутил потребность в более действенной помощи им. Пёрлз отверг классический психоанализ (хотя оставил многие его элементы), считая ошибочными и неэффективными фрейдовские «копания» в ранних детских воспоминаниях.

Он считал, что на человека и его психологические проблемы не столько влияют прошлые (и тем более ранние детские воспоминания), сколько в первую очередь сегодняшние и в определённой мере ожидаемые события. Этот принцип работы с настоящим, а не с прошлым Пёрлз назвал «здесь и теперь».

ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ.
Этот принцип напоминает психотерапевту о необходимости возвращать внимание клиента к актуально переживаемой им ситуации, настраиваясь на решение этой проблемы, а не на уход от неё в размышление о прошлом и будущем. Наряду с этим принципом гештальт отличает ещё ряд принципиальных положений.

ФИГУРА И ФОН.
Это уже упомянутый принцип целостности и фигуративности. Пёрлз выделял в этой целостной картине фигуру и фон. Такой комплексный подход помогает объективнее оценить каждый из элементов гештальта. То, что в отдельности выглядит недостатком, в комплексе может оказаться важным фактором адаптации и взаимодействия других элементов. Необходимо разрушить у клиента порочный гештальт (неправильное, психотравмирующее восприятие себя и ситуации), а затем помочь ему самому сконструировать новый положительный гештальт.

Только сам клиент может выстроить новый гештальт своей жизни. В качестве наглядного примера различного гештальта восприятия одной и той же ситуации приводятся различные картинки, перевернув которые мы получаем совершенно противоположное выражение эмоций. Эти приёмы подчеркивают, что наше восприятие весьма субъективно и часто зависит не от объекта, а от того, как мы на него смотрим. Следующий важный принцип гештальттерапии – принцип расширения сознания.

РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ.
Этот термин, так же как «здесь и теперь», получил распространение и в других видах психотерапии и даже в философии и педагогике. Суть его состоит в том, чтобы позволить клиенту увидеть, казалось бы, неразрешимую ситуацию, с другой стороны (или с разных сторон), и тем самым найти выход из неё. Расширение сознания позволяет человеку в целом взглянуть по другому на всю свою жизнь и на себя в этой жизни, увидеть не только пути преодоления препятствий, но и возможности более полной самореализации. Часто приемы расширения сознания целенаправленно используются, чтобы поменять местами фигуру и фон. Фон сделать фигурой, вывести его на первый план, в центр внимания, а фигуру (занимавшую центральное место в сознании и мешавшую правильному видению ситуации) перевести в фон.

РАБОТА С ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЯМИ.
Наше восприятие «зашлаковано» штампами. Мы вольно или невольно относим людей и их поступки к различным оценочным категориям типа «добрый – злой», «хороший – плохой», «полезный – вредный», «мы – они» и т. д. В гештальттерапию включены упражнения, которые позволяют нам убедиться в необъективности наших оценок, а нередко и в их двойственности. Такая двойственность эмоционального восприятия одного и того же человека, поступка, события в психологии называется амбивалентностью чувств.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ.
Амбивалентность (двойственность) чувств – совсем не обязательно признак, каких то психических отклонений. Это совершенно нормальное свойство любого здорового человека: так, при ревности мы можем одновременно любить и ненавидеть. То же самое периодически может встречаться в отношениях между детьми и родителями, или человек получивший помощь, может одновременно испытывать и чувство благодарности, и чувство унижения.

Эта двойственность чувств, как правило, не создаёт нам проблем, по крайней мере, тех, с которыми мы не можем справиться сами. Работа психотерапевта начинается там, где эта двойственность чувств, становится неотвязной, они вступают в мучающее человека противоречие, которое он самостоятельно разрешить не может. Пёрлз считает, что главное на этом этапе, помочь найти клиенту что - то третье, что лежит между этими противоречиями и каким то образом примеряет их.

В идеальном случае может быть сформировано «третье отношение», которое вообще из «другого измерения» и устраняет из сознания оба предыдущих чувства. Фрейдисты увидят в таком приеме только усугубление невроза, но Пёрлз так не считает. Он приводит тому достаточно примеров из своей психотерапевтической практики. Пёрлз согласен с Фрейдом в том, что сознание индивида имеет определённые виды защиты от стресса и других психологических проблем.

Это различные формы ухода от них (необъективное восприятие, притупление чувствительности и т. д.). Пёрлз подчеркивает не только негативную, но и активную приспособительную роль таких уходов, даже в бред и галлюцинации. Индивид неосознанно прекращает контакт с реальной, травмирующей его действительностью. Психотерапевт должен отличать нормальную защиту (даже в виде самообмана), от негативной, усугубляющей невроз, и помочь клиенту освободиться только от негативной защиты.

В гештальттерапии состояние психического здоровья характеризуется так называемой зрелостью. Речь идёт о социальной зрелости, которая не всегда коррелирует с биологической и даже с тем, что в быту называют зрелым возрастом. Социальная зрелость характеризуется в первую очередь реализмом отношения к себе, к другим, к окружающей действительности, способностью нести ответственность за свои поступки.

Именно этого не хватает многим невротическим личностям, для которых характерен независимо от возраста «детский» уход от проблем, перекладывание ответственности за них и выход из них на других людей и обстоятельства. Это только усугубляет проблему. Одним из признаков пробуждающейся зрелости можно считать готовность принять на самого себя ответственность за свои действия (хотя и при консультативном руководстве психотерапевта).

Психотерапевт должен довести до сознания клиента, что его фрустрационный тупик нереальный, а надуманный. Терапевт постепенно сводит свою поддержку до минимума, все больше передавая клиенту ответственность за свою жизнь и свои поступки.