Портал открыт для всех, кто создаёт свою жизнь , в том числе здоровье, молодость, сам

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Логотерапия Виктора Франкла

Экзистенциализм возник из соединения идей многих выдающихся деятелей науки и культуры (Кьёркегора, Гуссерля, Сартра, Камю, Ясперса, Хайдеггера и др.). Название этого направления возникло из термина – экзистенция, (то есть, сущность, существование), постоянно употребляемого в трудах Кьёркегора. Другим источником развития экзистенциализма считается феноменология Гуссерля.

Центральное место в философии экзистенциализма занимает изучение человека как субъекта и его субъективных переживаний своего существования. Это не могло не привлечь к данному учению внимания психологов, которые в дальнейшем применили и развили идеи экзистенциализма в психологии и психотерапии.

В оформлении экзистенциальной психологии как самостоятельного психологического направления в первую очередь следует отметить роль таких психологов и философов, как В. Дильтей, Э.Фромм, В.Франкл, Ф. Пёрлз и др. Так Пёрлз всегда считал, что разработанное им направление гештальтерапии является одним из видов (направлений) экзистенциальной психотерапии.

В настоящее время это направление имеет много подвидов, школ и модификаций, поэтому ограничимся знакомством с теоретическими и практическими подходами одного наиболее типичных представителей и основателей экзистенциальной психотерапии – Виктора Франкла.

 

По мнению Франкла, главное стремление человека – найти или понять смысл своего существования. Если этого сделать не удаётся, человек ощущает фрустрацию или экзистенциальный вакуум (пустоту, бессмысленность существования). Франкл считает, что не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед человеком, и ему приходится постоянно отвечать на него не словами, а делами.

Сторонники этого направления считают, что обретение смысла существования доступно каждому нормальному человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, характера, окружающей среды, религиозных и идеологических убеждений. При этом экзистенциалисты подчеркивают, что научить этому нельзя, так смысл существования индивидуален и человек должен сам его найти или понять и не уходить от ответственности за осмысление своей жизни перед собой и другими в любых жизненных обстоятельствах.

Экзистенциалисты считают, что таким путеводителем является совесть, которую Франкл называет органом смысла, а способность самостоятельно находить этот смысл – самотрансценденцией человека. Человек может найти смысл своего существования, только выйдя за пределы своего личного Я. Чем больше человек выходит из пассивного переживания своих проблем наружу (на активную, полезную деятельность, помощь другим), тем более полноценным и психически здоровым он становится.

Франкл считал, что в невыносимых для многих людей условиях, преимущество получают те, кто концентрирует свои мысли и чувства не на тоске по прошлому и не на сегодняшних личных переживаниях, а на будущем, на практическом осуществлении смысла своего существования ради более высоких целей, дел и для помощи другим.

Именно экзистенциальный вакуум (ощущение пустоты и бессмысленности жизни) не позволяет индивиду достойно выстоять перед жизненными катаклизмами.

Франкл утверждает, что 90% алкоголиков и 100% наркоманов стали таковыми из-за не найденного ими или утраченного смысла жизни. Эти зависимости возникают из-за необходимости заполнить этот вакуум иллюзией удовлетворения и самодостаточности. Не получив, реального удовлетворения, человек заменяет его иллюзорным, за счет химического воздействия на свою нервную систему. Проблемы так и остаются нерешенными, и продолжение иллюзии удовлетворения требует продолжения алкогольного или наркотического воздействия.

Образуется порочный замкнутый круг. При этом происходит парадоксальный процесс – рефлексия, концентрация внимания на собственной персоне в поисках счастья (или, по крайней мере, ухода от несчастья). Рефлексия уводит от возможности обретения этого счастья все дальше и дальше.

Исходя из этой гипотезы, Франкл разработал оригинальный вид психотерапии, который назвал в широком смысле логотерапией, а её конкретные методы дерефлексией (то есть противодействием рефлексии, как бесполезному самокопанию), парадоксальной интенцией (парадоксальным намерением) и др.

Рассмотрим два вышеупомянутых, и, пожалуй, основных метода логотерапии: парадоксальную интенцию и дерефлексию.

Механизм образования фобий Франкл описывает по схеме: страх порождает страх. Индивид, испытавший какой-то страх, начинает бояться и того, что этот страх может повториться. Он уже боится не первопричины страха, а самого этого страха, он боится вновь испытать этот страх. В тяжелых случаях такой человек может вообще отказаться от выхода из дома, от входа в закрытые помещения, от взгляда с высоты.

Более часты и менее опасны, легче преодолимые страхи публичных выступлений, предстоящих экзаменов, соревнований и др. В широком смысле (иллюстрируя основную идею Франкла) можно сказать, что человек очень часто становится несчастным, больным, одиноким, безработным, бедным именно от страха стать несчастным, больным, бедным, одиноким и т. д. То есть, ещё не став тем, кем он боится стать, он уже живет его эмоциями, страхами и входит в его образ и в конечном итоге таким и становится.

Напротив этому процессу стоит имаготерапия (от image – образ), когда индивид вживается в образ своего лучшего Я, здорового, счастливого, уверенного в себе, каким бы он хотел себя видеть. Однако здесь происходит парадоксальная реакция, – чем сильнее индивид подавляет в себе навязчивое состояние, старается отторгнуть его, тем сильнее оно оказывает на него давление.

Франкл предлагает использовать этот механизм в противоположном направлении. То есть человек должен постараться внушить себе, что он хочет испытать, как можно более ярко то чувство, которое он до этого стремился, во что бы то ни стало подавить, забыть, уничтожить.

Другой, не мене популярный метод логотерапии – дерефлексия, то есть преодоление рефлексии – болезненного самокопания, неврозов навязчивых состояний. Этот метод часто используют при лечении неврозов, связанных с различными сексуальными расстройствами и проблемами либо с боязнью этих расстройств и проблем. Как правило, это проблемы потенции и оргазма или страхи импотенции, фригидности и т. д.

Франкл утверждает, что большинство неврозов навязчивых состояний сексуальных расстройств связано со стремлением клиента к сексуальному удовлетворению и боязнью того, что он его не сможет получить. Отсюда Франкл делает вывод, что избавление от такого невроза лежит через преодоление рефлексии (дерефлексию), полное самозабвение и самоотдачу.

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (НЛП). НЛП

– одно из наиболее популярных в наше время направлений психотерапии. Оно зародилось в начале 70-х годов. Его основоположниками считаются Ричард Бендлер и Джон Гриндер. Они в свою очередь признают, что отправной точкой их работы стало обобщение опыта Федерика Пёрлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона.

Однако принципиальная схема терапевтического воздействия НЛП существовала с незапамятных времен, когда жрецы, шаманы, целители, а так же некоторые властители и полководцы использовали магическую силу слова, способного в соответствующих условиях и состояниях вызывать изменение сознания и поведения.

Этот механизм используется и во внушении (включая гипноз), и самовнушении (от традиционного аутотренинга до самогипноза).

Теоретическое обоснование такого воздействия прекрасно представлено в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, К. И. Платонова и других, выдающихся отечественных и зарубежных физиологов, психологов, психотерапевтов. Так, Павлов писал:

«Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внутренними и внешними раздражителями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения».

В НЛП механизм воздействия слова сочетается с различными физическими «закрепителями» (якорями), что так же соответствует механизму сочетанного рефлекса по Бехтереву или условного рефлекса по Павлову.

Согласно НЛП, у каждого человека есть преобладающий канал приема информации: модальноть. Хотя любой нормальный человек воспринимает мир всем спектром органов чувств: и слухом, и зрением, и обонянием, и мышечно-двигательно (кинестетически) и т. д. Однако у одного человека ведущей модальностью является зрительное восприятие, у другого слуховое (а другие дополняют их). Причем внутри каждой ведущей модальности существует дальнейшая градация признаков, уточняющая индивидуальные особенности приема и переработки информации.

Большую роль играет анализ типов сканирующего движения глаз. Выделяют восемь основных типов (паттернов) направлений движения глаз и соответствующим им репрезентативных систем:

1. сканирующее движение глаз вверх налево – зрительный эйдетический образ;
2. вверх направо – зрительный конструируемый образ;
3. прямой расфокусированный (не сосредоточенный внимательно на внешнем объекте) взгляд – представляемый зрительный образ;
4. глаза на среднем уровне на право – слуховое конструирование;
5. глаза на среднем уровне налево – слуховые образы;
6. глаза прикрыты, взгляд обращен в себя – внутренний
7. диалог;
8. глаза вниз и налево – слушание телефонного типа;
9. глаза вниз и направо – кинестетические ощущения, чувства.

Уточнению преобладающей системы способствует контент-анализ (анализ содержания) употребляемых клиентом сенсорно - специфических терминов.
Употребление слов типа глядеть, видеть, рисовать, показывать, яркий, красный (или другой цвет) и т. п. характерно для визуальной репрезентативной системы.
Для кинестетической системы характерно преобладание слов: трогать, тёплый, мягкий – жесткий, почувствовать, схватить, погладить и т. д.

Одним из ключевых рабочих терминов НЛП является понятие «якорь», под которым подразумевается какое-то специфическое ощущение (например, нажатие на руку, плечо, колено), переживание клиентом соответствующего состояния. Специально вызывая или подкарауливая это состояние, психотерапевт закрепляет его якорем (т.е. мышечным или каким то другим фиксированным ощущением).

При таких повторах закрепляется условно - рефлекторная связь между якорем и нужным состоянием. Работа психотерапевта с клиентом проходит несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. Выявление характерного признака (внешнего ключа) искомого нежелательного состояния.

ВТОРОЙ ЭТАП. Закрепление этого состояния якорем.

ТРЕТИЙ ЭТАП. Закрепление якоря при регулярных повторениях его одновременно с появлением нежелательного состояниях. Для этого клиента просят пуститься в обратный путь по своей памяти, вспоминая как можно ярче ситуации, порождавшие именно эти нежелательные чувства. Ощутив эти чувства, клиент сигнализирует о них психотерапевту, который закрепляет их якорем.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП. Психотерапевт возвращает клиента в настоящее время, создает чувство безопасности и удовлетворения, просит его изложить свою версию, чему его научило это путешествие в прошлое. Лишь после выяснения и доведения до сознания клиента причин возникновения нежелательных состояний и поведенческих реакций, проводится работа по рефреймингу (переформированию)

РЕФРЕЙМИНГ. Рефрейминг распределяется по шести этапам (ступеням).

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. Локализовать нежелательное поведение или внешний симптом нежелательного состояния клиента, или неконтролируемый им физиологический симптом.

ВТОРАЯ СТУПЕНЬ. Психотерапевт входит в контакт с психологической частью клиента, порождающей нежелательное поведение или симптомы. Клиент проникает в свой внутренний мир с вопросом: «Хочет ли психологическая часть меня, порождающая это поведение, говорить со мной?» Клиент прислушивается к себе, стараясь чутко уловить и запомнить любые реакции, зрительные образы, чувства, слова, возникающие в его внутреннем мире. Психотерапевт анализирует впечатления клиента и следит за поведенческими реакциями и симптомами, которые нередко не замечаются или неправильно фиксируются клиентом.

ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ. Задача состоит в том, что бы обнаружить намерение, стоящее за поведением. Клиент спрашивает свою психологическую часть, ответственную за это поведение: «Что ты стараешься сделать для меня?» Ответ может прийти не только в словах, но и в зрительных образах, ощущениях, чувствах и пр. Психотерапевт строит свои вопросы, поэтапно проникая вглубь причин, порождающих нежелательные состояния. Например, если клиент скажет, что какая то его психологическая часть говорит ему: «Я не позволю тебе вступать в сексуальные отношения», вы попросите его задать этой части вопрос: «Почему ты запрещаешь мне это?». Здесь может быть получен более рациональный ответ типа: «Потому, что если ты меня не послушаешь и вступишь в сексуальные отношения, тебе будет причинен вред и станет плохо». Мы видим, что за реакцией запрета стоит реакция защиты.

ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ. Психотерапевт помогает клиенту найти три новых способа удовлетворить намерение. Для этого клиент обращается к своей креативной (творческой) части с задачей найти или изобрести три новых приемлемых варианта удовлетворения желания. Если не удается обнаружить творческую часть её нужно сформировать. Обычно это делается с помощью воспоминания ситуаций, где клиент проявлял себя творчески, находчиво. Такую ситуацию закрепляют якорем. Желательно, чтобы клиент сам нашел свою креативную (творческую) часть, а затем разработал три новых способа удовлетворения потребности. Если у клиента не хватает самостоятельности для решения этой задачи, тогда психотерапевт сам предлагает целесообразные варианты.

ПЯТАЯ СТУПЕНЬ. Психотерапевт предлагает клиенту прочувствовать, что часть, которая ведает нежелательным поведением, принимает, осознает новые варианты эффективными и берет на себя ответственность за их применение в нужной ситуации. Если ведающая часть признает это и ответит согласием, следует спросить её, согласна ли она принять на себя ответственность за реализацию новых моделей поведения в прежних ситуациях. Если эта часть не соглашается, предложите клиенту предложить ведающей части приблизиться к творческой части и поработать с ней вместе, чтобы лучше понять открывающиеся возможности. Если все же ведающая часть так и не примет доводов творческой части и не возьмет на себя ответственности за применение новых моделей поведения, психотерапевт предлагает (и помогает) клиенту найти в себе другую психологическую часть, которая согласится это делать.

ШЕСТАЯ СТУПЕНЬ. На этой ступени проводится так называемая экологическая проверка. Клиент сначала спрашивает себя, не сопротивляется ли какая-нибудь его часть проводившимся рабочим переговорам разных частей. Если согласие частей достигнуто, то задача ступени считается выполненной и можно идти дальше. Если согласие не достигнуто, психотерапевт с клиентом возвращаются по пройденным шагам, чтобы определить частные возражения, определить причины этого сопротивления и попытаться устранить их. Когда экологическая проверка показывает отсутствие сопротивления вех частей, процесс считается завершенным.

Приведенная схема реализации НЛП наиболее типичная, однако, далеко не единственная. В практике НЛП применяется большое количество вариантов в зависимости от конкретно сформулированных целей, но все они, так или иначе, укладываются в приведенную схему.

В следующей статье мы поговорим о медитативной и групповой психотерапии и разберем категории групповой психотерапии. И, наконец, в последних статьях познакомимся с психодрамой и позитивной психотерапией. Воронина Т.В.