Портал открыт для всех, кто создаёт свою жизнь , в том числе здоровье, молодость, сам

ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ Абрахама Маслоу

Другой крупный представитель гуманистической терапии – американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу. В основу своего подхода Маслоу положил такие понятия, как личностный рост и развитие. Маслоу утверждает, что в основу человека изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбы, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т. п.

Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации. Он считал, что психоанализ Фрейда больше ориентирован на работу с невротическими личностями. Маслоу же предлагал дополнить данные Фрейда результатами работы с практически здоровыми людьми. Основную работу над теорией самоактуализации Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые по всеобщему мнению, являлись вполне душевно здоровыми личностями.

Среди таких знаменитых людей оказались Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и другие, чьи биографии, труды и воспоминания современников о них были им тщательно проанализированы.

В результате такого анализа А. Маслоу выделил следующие характеристики людей, которых он назвал самоактуализирующимися. Несмотря на многие индивидуальные различия, всем им оказалось свойственно:

• более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное отношение к ней, чем у большинства людей;
• принятие себя, других, природы реально и позитивно;
• простота, естественность, спонтанность;
• центрированность на задаче, внешнем объекте, деятельности (в отличие от центрированности на себе);
• некоторая отдельность от других (при готовности к кооперации), самодостаточность, здоровая потребность в периодическом уединении;
• автономия, независимость основных черт характера и поведения от культуры и среды;
• постоянная свежесть (не стереотипность) оценки людей и событий, готовность к объективной коррекции своих взглядов и мнений;
• мистичность (как неосознанная вера в предопределённость некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений;
• чувство сопричастности, единства с другими (при сохранении индивидуальной «отдельности»);
• более глубокие межличностные отношения, чем у большинства других людей;
• демократическая структура характера (здесь следует отметить, что Маслоу исследовал в основном политических деятелей США, воспитанных в демократических традициях);
• разъединение средств и целей, добра и зла (здесь тоже следует отметить пропагандируемую политическими деятелями США систему ценностей, тогда как мы знаем из истории, что многие выдающиеся политики своими поступками не соответствовали провозглашаемым ими ценностям);
• неагрессивное чувство юмора;
• самоактуализирующееся творчество;
• сопротивление аккультурации: трансцендирование любой частной культуры (то есть умение достойно оценить различные аспекты различных культур без предвзятости, вкусовщины и стремления подогнать их под общий знаменатель).

При этом Маслоу не утверждал, что такие личности совершенны. У них, как и у других людей могут проявляться эгоцентризм, неадекватная агрессивность, вздорность, они могут периодически испытывать чувство депрессии.

Маслоу приводит восемь определений самоактуализации с позиции путей её достижения:

1. Самоактуализация – это полное мысленное и эмоциональное включение в реальную проблему, задачу, деятельность.
2. Это движение при каждом жизненном выборе в сторону личностного роста, прогресса, даже если это связано с риском, прежде всего с риском, столкнуться с новыми, ещё неизвестными проблемами.
3. Это значит реализация своих потенциальных творческих возможностей в практической деятельности, а не только в мечтах и планах.
4. Это честность перед собой и другими, принятие ответственности за свои действия и решения, не перекладывание её на других людей и обстоятельства.
5. Это развитие в себе стратегии «лучшего выбора», укрепление веры в своих способностях принимать правильное решение, как на основании объективного анализа, так и с помощью интуиции.
6. Это не только процесс реализации своих имеющихся в данный момент личностных ресурсов, но и дальнейшее постоянное развитие потенциальных возможностей для их последующей реализации.
7. Это прогрессирующая способность испытывать периодически «пик переживания», как состояние наивысшей интеграции личностных ресурсов, в котором наступают порывы лучшего осознания себя и окружающей действительности, принятие ясных и точных решений и их эффективная реализация.
8. Это способность, критически взглянуть на себя, свои проблемы, разоблачить психологические защиты, самообманы и начать решительно устранять их.

Маслоу была так же разработана концепция иерархии фундаментальных потребностей. В соответствие с ней наши потребности последовательно развиваются от низших физиологических потребностей организма (в еде, сне и др.) до высших. К высшим потребностям Маслоу относит в первую очередь потребность человека чувствовать безопасность, любовь, сопринадлежность к какой-то группе, уважение и, наконец, потребность к самоактуализации, куда входят практически все духовные потребности.

Высшие потребности могут успешно реализовываться лишь после удовлетворения низших, то есть после создания удовлетворительных жизненных первоочередных условий. Маслоу подчеркивает, что большинство людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, страдают из-за неудовлетворения потребности в любви, уважении и реальном (а не показном) самоуважении. Психотерапевт помогает клиенту осознать свои истинные потенциальные способности, поддерживает при трудностях и поощряет первые успехи на этом пути.